ucmopucm (ucmopucm) wrote,
ucmopucm
ucmopucm

Лесоповал

Мы неторопливо беседуем. Седой мой собеседник потягивает кипяток из кружки, иногда прикусывая кусочком рафинада.
Я улыбаюсь:

- Неужели это вкусно? Жареная вода.

- Неправда, у кипятка свой неповторимый вкус. Возьми попробуй!

- Ты говоришь, что голодно там было, но ведь как-то вас обязаны были кормить!

- Вот именно, что как-то. Миска нежирной похлебки с кусочком рыхлого хлеба на морозе не прокормят.
Однажды мы с приятелем подрассчитали время привоза почты и спрятались за бараком. Почтарь перед тем, как заносить мешки в здание, одевал на морду лошади мешочек с овсом. Вот на него мы и покушались. Выбегаешь, хватаешь две горсти овса и тикать. Как же было вкусно разжевывать его потом до зернышка!
Ну а позже я выучился у одного зэка жестяному делу. Из банок лендлизовской тушенки, которой вохра питалась, чего только не паял: и кружки, и миски, и чайники. Тогда мне заказчики понемногу еды подбрасывать стали. Полегчало. Человек везде привыкает, устраивается.
А потом шоферил больше – это тоже работа хлебная.

- А как же ты там на машине ездил, там же в тайге ни дорог, ни бензина нет?

- Зимой-то с дорогами попроще. Зимник –слышал? Трактор по просекам прогнали, снег утоптали, и катайся себе, сколько хочешь. А вот к лету уже специальная команда дороги гатила. Гати – это настилы такие из тонких бревнышек. Вдоль много, а поперек два – в начале и в конце. Без одного гвоздя, кстати. По ним ничего, ездить можно. Правда было нередко, что бревнышко под колесом передней машины выскакивает из крепления. Конец его подлетает вверх и пробивает у сзади идущей машинки и кабинку фанерную насквозь и шофера заодно.

Собеседник мой замолкает на минуту, уходит в свои воспоминания, потом, спохватясь:

- А ты же про бензин еще спрашивал? Так не надо было ни бензина, ни аккумулятора для тех машин. Есть такой тип двигателя газогенераторный. На окиси углерода. Великое изобретение. Если сил хватит, я себе на Москвич такой сооружу. Буду почти бесплатно ездить.

Он мечтательно смеется:

Газ42 с газогенераторным двигателем

- Подходишь с утра к машине, открываешь бачок специальный, крышка на болтиках. Набрасываешь туда щепочек, поджигаешь, поверх загружаешь дровишками. Потом, как разгорится, крышку на болтики наглухо прикрыл, и все – топливо на полдня езды готово.
А взамен аккумулятора в этом бачке есть специальная ниша, в которой раскаляется докрасна стальной шар с кулак. Вынимаешь тот шар специальными щипцами и погружаешь в двигатель, там тоже ему особое место оборудовано. Осталось только краник, идущий от бачка к двигателю открыть, да провернуть рукоятку, что «кривым стартером» называют. Двигатель забухтел, теперь катайся, только не забывай дровишек подбрасывать.

- Ух ты! А что же эта система сейчас не прижилась?

- А кто тогда нефть покупать будет, а? То-то же!
Ладно, раз у нас уж зашла речь о технических достижениях лагерных, давай я тебе расскажу еще и про земляной ворот.
Вот представь себе, что несколько бригад валят лес в тайге в две смены много дней. Его затем стаскивают на берег ближайшей речушки и складывают в штабели с человеческий рост, готовя к лесосплаву. И вот приходит время, когда бревен накопилось на площади, почти как поле футбольное. Тогда специальная команда начинает окружать это поле штабелей забором из горизонтально лежащих бревен, которые между собой соединяются хитро вырубленным замком. Затем через речку перебрасывается трос и на том берегу роется яма глубиной около двух метров. В яму опускают комель толстенного дерева так, чтобы он торчал над землей выше метра. К комлю этому привязывают два деревца горизонтально, и все это закрепляется тросом.
Земляной ворот готов. Можно начинать.



По команде по пять человек с каждой стороны берутся за деревца и начинают бегать вокруг ямы, вращая комель и наматывая трос. И вот проходит минута другая, и вся эта немыслимая махина бревен начинает по сантиметру двигаться к воде, скользя по влажному прибрежному грунту.

- Да, вот какая механизация труда на лесоповале! Ну а бежать то оттуда хоть кто-то пробовал?

- Было дело. Только всегда их назад притаскивали. Чаще уже собаками порванных. Тайга ведь, она вокруг зон на квадраты просеками поделена. А до жилья очень далеко. И искать только кажется, что трудно. В нужном месте наряды поставь, беглецы сами на тебя выйдут. Вот так-то.
Tags: история, проза
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 12 comments